Ташкентская школа Успенского: феномен, который близится к своему закату?

Музыкальную школу Успенского для одаренных детей в Ташкенте можно назвать феноменом музыкального искусства Узбекистана, если принять во внимание большое число ее выпускников, получивших международное признание. Еще одним поводом вспомнить об этом феномене стало выступление выпускницы школы Успенского пианистки Лолы Астановой в каноническом Карнеги Холл. Гала-концерт Лолы, посвященный памяти Владимира Горовиц и организованный с благотворительной целью сбора средств для Американского общества  по борьбе с раком, прошел в Нью Йорке 19 января, причем при полном аншлаге. Престиж мероприятию придало также участие телевизионной звезды Дональда Трамп, выступившего в качестве ведущего, и знаменитой исполнительницы музиклов Джулии Эндрю, приглашенной в качестве почетного гостя.  Судя по сообщениям прессы, публика встретила выступление Лолы тепло, хотя отзывы музыкальных критиков были более сдержанными.  Не всем критикам пришлась по вкусу интерпретация Лолой Астановой пьес Шопена и Рахманинова, а также тот факт, что, по их мнению, сверхдорогой наряд и ювелирные украшения пианистки чуть ли не затмевали саму игру. Действительно,  выглядит Лола, как на сцене, так и в быту, несколько экстравагантно, смело подчеркивая анатомические достоинства своей фигуры, которой на самом деле могла бы гордиться любая топ-модель.  Видимо, по замыслу самой Лолы и ее менеджера (Миши Левинтаса), и в соответствии с законами маркетинга, чуть-чуть эротики и скандальности  должны были способствовать привлечению внимания публики и прессы.  Ее собственные вебсайт и страница на youtube  работают в этом же направлении медийного само-продвижения.  Если другие бывшие одноклассники Лолы выбрали немного нудный путь участия в международных конкурсах, то Лола решила, прежде всего, завоевать внимание прессы. И в какой-то мере, ей это удается.

Как бы то ни было, никто не отрицал и не отрицает по-настоящему виртуозного и эмоционально-экспрессивного исполнения Лолы. Иначе, ее просто не пригласили бы на эту легендарную сцену, открывающую дорогу к признанию многим артистам мира.  К слову сказать, не одной ей из числа выпускников школы Успенского посчастливилось выступить в Карнеги Холл. До нее там выступал другой выпускник школы Станислав Юденич.

Двадцатишестилетняя Лола живет в США с 17 лет, куда она приехала из Узбекистана. Ее учителем фортепиано в школе Успенского была Тамара Попович (ныне покойная), выпустившая многих выдающихся пианистов. Эксперты отмечают приверженность Лолы традициям советской школы и репертуару, который видимо в своей основе был сформирован в годы ее юношества – Шопен, Рахманинов, Скрябин… Кстати, тех же композиторов можно довольно часто встретить в репертуаре и других выпускников школы Успенского.

Эта школа, образованная в 1939 году и в 1949 г. получившая свое название по имени советского музыканта и этнографа Виктора Успенского, собирателя музыкального фольклора народов Центральной Азии, является поистине уникальным институтом, одним из тех, вокруг которых формировалась и развивалась советская музыкальная школа исполнительского искусства. Своей славе эта школа обязана тому, что в советское время там сформировался исключительный преподавательский состав.  Она стала, наряду с консерваторией, центром отбора и подготовки молодых талантливых музыкантов Узбекистана.  Лола – не единственное, а возможно не самое выдающееся, свидетельство успеха выпускников школы Успенского. Целый ряд других ее выпускников также проложили себе путь к международному признанию. В их числе, например, Евгения Рубинова, завоевавшая немало призов на международных конкурсах; Эльдар Небольсин, обладатель Гран При конкурса пианистов Сантандер в Испании и приза за лучшее исполнение на конкурсе имени Святослава Рихтера; Алексей Султанов (скончался в возрасте 35 лет), как и другой выпускник школы Успенского, Станислав Юденич, ставший победителем престижного Московского конкурса Вана Клайберна и призером ряда других; Фазлиддин Хусанов, закончивший музыкальный колледж в Великобритании и получивший работу преподавателя там же; пианист Улугбек Палванов, истинный виртуоз и кумир даже для самих учеников школы, выигравший конкурс Steinway в Берлине; Лолита Лисовская-Саевич, получившая главный приз в 7.5 тыс. долларов в конкурсе пианистов в штате Айове; Владлен Черномор, ставший постоянным членом Симфонического оркестр Берлинского радио; и целый ряд других супер-талантов, каждый из которых заслуживает отдельной статьи.

Помимо мастеров исполнительского искусства Школа выпустила и талантливых композиторов, например Азизу Садыкову, которая периодически презентует свои новые произведения в различных городах Европы, или Дмитрия Вареласа, переехавшего в Канаду и выпустившего четыре сольных CD. Азиза и Дмитрий, как, кстати, и многие другие бывшие ученики школы, происходят из известных фамильных династий профессиональных музыкантов. Оба учились у другого интересного композитора, Дмитрия Янов-Яновского, известного свой кипучей деятельностью по организации c 1996 по 2006 годы международных фестивалей современной музыки Ильхом-XX в Ташкенте. Традицию этого фестиваля, однако, прервали власти Узбекистана, несмотря на то, что международные доноры готовы были эту инициативу финансировать, и на то, что он привлек к себе внимание мировой музыкальной общественности, включая звезду мировой величины Йо-Йо Ма.

Сегодня, однако, школа Успенского переживает не лучшие свои времена. Страну покинули или скончались едва ли не лучшие ее учителя. Оставшимся преподавателям, среди которых еще немало профессионалов, остается довольствоваться зарплатой максимум в 200 долларов США, которой едва хватает свести концы с концами. По окончании школы ученики школы, как правило, продолжают учебу в Ташкентской консерватории, после которой, однако, сталкиваются с кризисом трудоустройства.  В самой стране с 30-миллионным населением имеются всего один, Национальный, симфонический оркестр, один камерный оркестр «Туркистон», и один ансамбль академической музыки «Омнибус». Понятно, они не могут принять всех выпускников консерватории. Поэтому значительное число предпочитает уезжать из страны, вливаясь в общий поток эмигрантов, в поисках лучших возможностей  продолжить учебу и реализовать свой талант. Едут они, как правило, в Россию или еще дальше, на Запад. На неофициальном сайте Успенки, созданном самими ее выпускниками, зарегистрировались и указали свое местонахождение 62 выпускника. Оказалось, 12 из них живут в России, 10 в США, 6 в Германии,  4 в Израиле и т.д. Из этого числа в самом Узбекистане осталось только 8. На самом деле, покинувших Узбекистан гораздо больше.

Решению уезжать из страны способствуют не только экономические причины, но и угнетающая обстановка, которая сложилась в стране после развала СССР, в том числе в сфере культуры.  Хотя поп-музыка развивается достаточно динамично, исполнители и творцы серьезной (классической и современной) музыки оказались мало востребованными.  Депрессия в этой сфере культуры усугубилась из-за стремления руководства страны насадить консервативно-патриархальные нормы и подозрительное отношение ко всякому культурному влиянию извне, особенно европейскому.  Пока еще не наблюдается тотального искоренения всего, связанного с европейской культурой.  Во многом это благодаря поддержке дипломатических миссий, аккредитованных в Ташкенте, а также нежеланию руководства страны выглядеть слишком одиозным в глазах мирового сообщества.

Отдельные акции властей по уничтожению того, что являлось символом присутствия российской и европейских культур, привели к определенному дискомфорту среди русскоязычного населения, в числе которого можно найти немало и узбеков, особенно тех, кто представляет культурную элиту, те же артистические династии.  В стране до сих пор не забыты костры из книг русской литературы, изъятой из библиотек,  которые власти устраивали в начале 90-х годов. В числе последних событий, спровоцировавших всплеск эмиграционных настроений, были убийство режиссера знакового авангард-тетра Ильхом Марка Вайля; безжалостная вырубка столетних платанов в сквере Амира Тимура, в прошлом, пожалуй, самого уютного уголка столицы; кампания против рок-музыки и рэпа, оркеструемая государственным телевидением, очевидно с подсказки сверху.

Импульс к выезду из страны возникает и из-за бездушно-бюрократических решений руководства страны по управлению сферой культуры. Так, в 2011 году волевым решением правительства школа Успенского была объединена с другой музыкальной школой, колледжом имени Хамзы. Эта мера совершенно не учла различия в профиле этих двух школ и была скорее вызвана стремлением сэкономить бюджетные средства на культуре, сократить штат преподавателей. В результате, возникла напряженность между учителями двух школ, усугубленная фактами коррупции со стороны руководства объединенной школы.  В школе были выявлены факты хищения выделенных из госбюджета средств. Но козлом отпущения сделали молодого заместителя директора по воспитательной работе, который, по сообщениям прессы, не выдержав позора, покончил жизнь самоубийством.   Само же руководство школы осталось сидеть в своих креслах, благодаря связям в правительстве.

Безусловно, земля узбекская не перестанет рождать таланты, которых хватило бы для всех сфер науки и культуры. Вот уже дает о себе знать следующее поколение восходящих звезд исполнительского искусства, в их числе Лайло Рихсиева, Нурон Мукуми и Камила Гарипова. Но что ожидает эти юные таланты в будущем? Разделят ли они судьбу других одаренных музыкантов, покинувших свою родину? И насколько нынешняя система, сложившаяся в стране, обеспечивает сохранение и преумножение творческого потенциала страны? Вопрос риторический, если учесть тот факт, что многие  обладатели дипломов о высшем образовании вынуждены работать дворниками, чернорабочими на стройках России, чтобы обеспечить свои семьи, а многие выпускники Успенки – оставить музыку и заняться более прозаическим занятиями по добыванию хлеба насущного. Отрадно, что кому-то из выпускников школы Успенского все-таки удалось реализовать свой талант, пусть и за пределами страны.  По крайней мере, их талант не пропал даром.

Но что сама страна получит от своих талантов, кроме гордости за их достижения? И стоит ли финансировать дальше школу Успенского, зная наперед, что самые лучшие ее выпускники покинут страну в поисках успеха и более благополучной жизни? Перед этой дилеммой стоит руководство страны, впрочем, как и любая другая развивающаяся страна мира. Проблема утечки мозгов (и талантов) – трудно преодолимая. Но выход искать надо. В чем же он состоит? Если пойти по пути дальнейшего сокращения финансирования, то это только усугубит депрессивные настроения, усилит чувство изоляции страны от остального мира. Страна превратится в медвежий угол планеты, ее глухую провинцию. Более трудный и, скорее всего, наиболее верный путь – это создать в стране условия для того, чтобы, с одной стороны, были обеспечены свобода творчества и культурный плюрализм, а с другой – чтобы вновь появилась публика, отличающаяся развитым вкусом и которая не довольствовалась бы жвачкой поп-культуры.  Академическая музыка всегда была и останется достоянием преимущественно среднего класса, с формированием которого собственно и связана судьба музыкальной культуры Узбекистана.

1 Comment

Filed under Arts, Culture, Music, Uspensky Music School, Uzbekistan

One response to “Ташкентская школа Успенского: феномен, который близится к своему закату?

  1. Larisa

    Well-written and true.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s